Служба русского языка
при Кубанском государственном технологическом университете

Культура русской речи

(Упражнения с комментариями для подготовки к ЕГЭ)

(Розенталь Д.Э. Русский язык:
Для поступающих в вузы. - М.,
2005. Извлечения)

Материал подготовлен кандидатом
педагогических наук, доцентом кафедры
русского языка КубГТУ О.А. Гордиенко

             1 Употребление иноязычных слов

1. Прочитайте предложения и определите целесообразность употребления иноязычных слов. Укажите, где необходимо заменить их русскими словами.
1. В сочинении ученика много дефектов. 2. Школьная футбольная команда потерпела фиаско. 3. На концерте превалировали вокальные номера. 4. После долгих дебатов договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье. 5. Во время интервала между двумя уроками в класс вошёл директор школы. 6. После инцидента со словом «гусак» ссора между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем достигла кульминационного пункта. 7. Хозяин решил презентовать своему гостю старые часы.

2. Исправьте предложения, устраняя лексические ошибки.
1. Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались. 2. Районы засушливых земель преобразовали своё лицо до неузнаваемости. 3. Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам. 4. Предварительный план играет большое значение при написана сочинения. 5. В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии. 6. Большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство. 7. В новом посёлке воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома. 8. Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся. 9. Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в неё обеими лапами. 10. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.

           2 Ударение в некоторых словах и формах

                   Грамматический комментарий
2.1 Многие краткие формы   прилагательных (без суффиксов или с суффиксами -к-, -л-, -н-, -ок-) имеют ударение на  первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании): прав, права, право, правы; вреден, вредна, вредно, вредны.
2.2  Многие  глаголы.в форме прошедшего време-ни имеют ударение на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании): дал, дала, дало, дали; понял, поняла, поняло, поняли.
То же самое наблюдается у многих кратких страдательных причастий прошедшего времени: начат, начата, начато, начаты; продан, продана, продано, проданы.
2.3  Иногда   предлог   (чаще всего на, за, под, по, из, без) принимает на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное оказывается безударным: «на ногу, за голову, под гору, по морю, из дому, без толку. Ср. также: час от часу, год от году, до ночи, до полу и др.

Упражнения
1. Прочитайте слова, соблюдая правильное ударение. Используйте справку, данную ниже.
Агент, алфавит, арест, баловать, библиотека, вахтер, верба, гектар, гусеница, демократия, диалог, диспансер, добыча, договор, документ, закупорить, заржаветь, зубчатый, изобретение, индустрия, инструмент, искра, каталог, каучук, квартал, километр, кинематография, колосс, комбайнер, крапива, кремень, магазин, медикамент, мельком, металлургия, надоумить, некролог, ненависть, непревзойденный, новорожденный, обеспечение, паралич, партер, планер, плесневеть, портфель, приговор, принудить, приобретение, псевдоним, револьвер, ремень, сантиметр, соболезнование, таможня, топливный, фарфор, ходатайствовать, шофер, эксперт.

Справка . Прочитайте слова и формы слов, обращая внимание на правильное ударение.
Агент, агентство, алфавит, анатом, арбуз, арест, аристократия, атлас ('собрание географических карт'), атлас ('ткань'), баловать, безудержный, буржуазия, валовой, верба, гравёр, гренадёр, гусь (гуся), демократия, диалог, диспансер, добыча, договор, дозвонишься, дремота, завидно, заговор, задолго, заиндеветь, закупорить, занятой (человек), занятый (кем-нибудь, чем-либо), заржаветь, звонить (звоню, звонишь), зимовщик, злоба, зубчатый, издавна, индустрия, искра,каталог, каучук, квартал, кедровый, километр, кинематография, коклюш, комбайнер (и комбайнёр), компас, красивее, кремень, кухонный,   левофланговый, ломоть, мастерски, медикамент, мизерный, морковь, набело,  надолго,  намерение, новорождённый, обеспечение, облегчить, озлобленный, опериться, осведомить,
паралич, партер, пахота, планёр, плесневеть, поваренная соль, похороны (с похорон, на похоронах), премировать, приговор, приданое,  призывной (пункт, возраст), призывный ('зовущий'), принудить, приобретение, прирост, прозорливый, процент, псевдоним, ремень, ржаветь, сантиметр, свёкла, сечь (сёк, секла), симметрия, сирота (мн. сироты), случай, созыв, сосредоточение, средство (мн. средства), статуя, стенография, столяр, судно, таможня, теплиться, топливный, угольный (от уголь), угольный (от угол), усугубить, фарфор, феномен, формировать, ханжество, хаос (в древнегреческой мифологии), хаос ('беспорядок'), характерный (танец, поступок), характерный (человек), хлопок — хлопковый, ходатайствовать, хозяин (мн. хозяева), цезура ('пауза'), цемент, цементный, центнер, центровать, цепочка, цыган, чаровница, черпать, шансонье, шофёр, щавель, щелочной, щелястый, щепотка, эксперт — экспертный, экспорт, эпилог, языковой ('относящийся к словесному выражению мыслей'), языковый ('относящийся к органу в полости рта').    
                                        
2. Прочитайте прилагательные и их формы, обращая внимание на ударение.
Весел, весела, весело, веселы
вреден, вредна, вредно, вредны
глуп, глупа, глупо, глупы
груб, груба, грубо, грубы
горд, горда, гордо, горды
глух, глуха, глухо, глухи
горек, горька, горько, горьки
густ, густа, густо, густы
дёшев, дешева, дёшево, дёшевы
дорог, дорога, дорого, дороги
долог, долга, долго, долги
дружен, дружна, дружно, дружны
жив, жива, живо, живы
короток, коротка, коротко, коротки
крепок, крепка, крепко, крепки
молод, молода, молодо, молоды
прав, права, право, правы
пуст, пуста, пусто, пусты
редок, редка, редко, редки
сыт, сыта, сыто, сыты
светел, светла, светло, светлы
тесен, тесна, тесно, тесны
туп, тупа, тупо, тупы

3. Прочитайте глагольные формы, обращая внимание на ударение.
1. Брал, брала, брало, брали
был, была, было, были
взял, взяла,взяло, взяли
внял, вняла, вняло, вняли
гнал, гнала, гнало, гнали
дал, дала, дало, дали      
донял, доняла, доняло, доняли
драл, драла, драло, драли
жил, жила, жило, жили
задал, задала, задало, задали
занял, заняла, заняло, заняли
звал,звала,звало, звали
лил, лила, лило, лили
нажил, нажила, нажило, нажили
нанял, наняла, наняло, наняли
начал, начала, начало, начали
отнял, отняла, отняло, отняли
плыл, плыла, плыло, плыли
поднял, подняла, подняло, подняли
понял, поняла, поняло, поняли
принял, приняла, приняло, приняли
слыл, слыла, слыло, слыли
снял, сняла, сняло, сняли
спал, спала, спало, спали.
2. Взят, взята, взято, взяты
начат, начата, начато, начаты
придан, придана, придано, приданы
принят, принята, принято, приняты
продан, продана, продано, проданы
прожит, прожита, прожито, прожиты
роздан, роздана, роздано, розданы
созван, созвана, созвано, созваны.

4. Прочитайте предложно-падежные формы слов, обращая внимание на ударение.
без: без вести, без толку, без году неделя.
до: до ночи, до полу.
за: за воду, за ногу, за голову, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сорок, за сто.
из: из лесу, из дому, из носу, из виду.
на: на воду, на ногу, на гору, на руку, на спину, на зиму, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, зуб на зуб, на два, на три, на шесть, на десять, на сто.
по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое.
под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер.
от: час от часу, год от году.


ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
(В упражнениях этого раздела цифра над словом (сноска) указывает на номер грамматического комментария, помещенного в конце параграфа)


Употребление форм существительных

1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. К завтраку был.. подан.. кофе с молоком. 2. Покупатель попросил дать ему примерить прав.. туфл... 3. Читальн..   зал..   библиотеки   хорошо   проветривается. 4.  В табел.. отмечаются полученные учеником отметки в четвертях   и   за   год .   5. Крыша   сарая   была   покрыта тол... 6. Стрелочник вовремя заметил, что лопнул..  лев.. рельс... 7. В магазине продаётся яблочн.. повидл... 8. Лесовоз проезжал по широк.. просек... 9. На лицо женщины был.. накинут.. траурн.. вуаль. 10. Кому приятно, чтобы ему наступили на любим.. мозоль?

2.  Перепишите предложения, исправляя ошибки в употреблении падежных форм существительных.
1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актёр. 2. Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным . 3. Купите мне пару чулок и две пары носок . 4. Периодически  астрономам удаёмся  чётко наблюдать Марса. 5. Яблоневый сад занимает свыше, ста гектар. 6. Собран большой урожай помидор. 7. Разделите всё это на несколько равных доль. 8. Мы находились в самом большом цеху завода. 9. Документы нужно представить к первому августу. 10. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.

3. Перепишите предложения, исправляя ошибки в упо-треблении числовых форм существительных.
1. Статья в газете отражает противоположные взгляды людей, принадлежащих к различным социальным средам. 2. Неправильные выражения нередко встречаются в речах детей. 3. Во время войны партизанские отряды иногда попадали в окружения. 4. Почти все цеха завода испытывают трудности при расчёте с поставщиками. 5. Нужно формировать у детей правильные отношения к явлениям   окружающей   действительности.   6. Молодые учителя систематически обмениваются опытами проводимой ими учебно-экспериментальной работы. 7. Фермеры получили возможность использовать на своих полях трак-тора и комбайны. 8. Родина славит подвиги своих сыновей. 9. В представлениях героев Чернышевского будущее выглядело по-другому.   10. Опытные шофера уверенно вели машины по крутизне.

Стилистический комментарий
1. Иноязычные по происхождению несклоняемые существительные, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднем роду: летнее пальто, широкое шоссе. Исключение: кофе (мужской род).
2. В современном литературном языке слово туфля — женского рода. Форма туфель (мужского рода) присуща профессиональному употреблению.
3. В   современном  литературном   языке  слово зал — мужского рода и имеет значение 'помещение для многолюдных собраний или для специальных целей'. Форма за-ла (женского рода) является устарелой и имеет значение 'просторная парадная комната  в частном доме для приема гостей'.                                                 
4. В   современном   литературном   языке   слово  табель — мужского рода. Старая ферма женского рода сохраняется только в названии Петровская табель о рангах.
5. Слово толь — мужского рода. К мужскому роду относятся также слова: банкнот, ботинок, валенок, выхухоль, георгин, довесок, желатин, занавес, канделябр, картофель, комментарий, корректив, мирт, погон, привесок, рельс, рояль, санаторий, фильм, черёд, эполет и др.
6. В современном литературном языке слово повидло — среднего рода. К среднему роду относятся также слова: ведёрко, контральто, монисто, мочало, чучело, щупальце и др.
7. Слово просека — женского рода. К женскому роду относятся также слова: бакенбарда, бандероль, вуаль, катаракта ('болезнь глаз'), коленка, конопля, манжета, мозоль, плацкарта, расценка,  чинара и др. (Форма мужского рода этих слов рассматривается как устарелая, диалектная, профессиональная и т. п.)
8. Некоторые неодушевленные существительные муж-ского рода II склонения употребляются в форме пред-ложного падежа единственного числа с окончанием -е (обычно без ударения) или -у (только под ударением).
Окончание -у/-ю имеет существительное, если оно употреблено в обстоятельственном значении (указывает на место, время, образ действия, состояние) с предлогом в или на: в саду, на берегу, на своём веку, на ходу, в цвету. То же при указании на вещество или массу: пряники на меду, весь в снегу; при обозначении собрания людей: в полку, в строю.
В объектном значении употребляются формы на -е (дополнение): в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова; в «Лесе» А. Н. Островского.
9. Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют в форме творительного падежа окончание -ом: Вирховом, Дарвином. Ср.: Ивановым, Савиным.
10. В современном литературном языке употребляются следующие формы родительного падежа множествен-ного числа (одни без окончания, другие с окончанием):
1) слова мужского рода: (пара) ботинок, вале-нок, погон, сапог, чулок (но: носков, апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов, помидоров, рельсов, томатов, фильмов, комментариев, коррективов); (среди) армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган (но: калмыков, киргизов, монго-лов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограм-мов); (отряд) солдат, партизан, гренадёр, гусар, драгун, кирасир, улан (но: минёров, сапёров);
2) слова женского рода: (несколько) барж, басен, вафель, туфель, домен, кочерёг, оглобель, свадеб, усадеб, простынь, яблонь, долей, кеглей, пригоршней, саклей, свечей (но: игра не стоит свеч), цаплей;
3) слова среднего рода: (нет) верховьев, низовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий; коленей, снадобий, яблок; древков, личиков, остриёв; болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец;
4) слова, не имеющие формы единственного числа: (не было)  нападок, потёмок, сумерек, заморозков, лохмотьев, помоев; будней, граблей, яслей.
11. Имена античных божеств (мужского рода) склоняются как существительные одушевленные: надеяться на Юпитера, а в качестве названий планет — как сущест-вительные неодушевленные: смотреть в телескоп на Юпитер.
12. При выборе падежных форм типа в цехе — в цеху, в отпуске — в отпуску следует исходить из того, что в основном формы на -е присущи литературному языку, а формы на -у — разговорной речи.
13. При склонении таких сочетаний, как Девятое мая, изменяется только первая часть: подготовиться к Девятому мая.
14. Форма  винительного  падежа  неодушевленных  существительных с суффиксами -тель, -чик-, -щик- (обозначающих приборы, механизмы, орудия) совпадает с формой именительного падежа: повернуть выключатель, починить датчик, построить бомбардировщик.                     
15. Слово среда в значении совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества', как и большинство  отвлеченных  существительных,  не  имеет формы множественного числа.
16. Слово речь имеет формы обоих чисел только в зна-чении 'публичное выступление'.
17. Слово окружение в большинстве своих значений не употребляется во множественном числе. Отглагольные  существительные  на  -ение,  -ание,  обозначающие действие   или   отвлеченное   понятие,   употребляются   в форме множественного числа только при конкретизации значения: знания и навыки учащихся.
18. В литературном языке в зависимости от стиля ре-чи некоторые существительные мужского рода II скло-нения в форме именительного падежа множественного числа имеют окончания:
1) ударное -а/-я:
веера                           повара
директора                   профессора
доктора                       слесаря (и слесари)
инспектора                 стога
катера                         сторожа
клевера                       тома (и тбмы)
корма                          фельдшера
короба                         флигеля
кузова                          хлева
невода                         шомпола
отпуска                        штабеля
паспорта                      штабеля
пекаря (и пекари)       якоря
                                     ястреба

2) безударные -ы/-и:
бухгалтеры                  почерки
выборы                        приговоры
договоры                     прииски
инженеры                    редакторы
клапаны                       торты
конюхи                        тракторы
лекари                          фронты
лекторы                       цехи
порты                           шофёры

Различаются по смыслу формы:
борова ('дымоходы') — боровы ('кабаны');
корпуса ('здания; войсковые соединения')— корпусы ('туловища');
меха ('выделанные шкуры')— мехи (кузнечные);
образа ('иконы')— образы (художественно-литера-турные);
повода ('поводья') — поводы ('побуждения');
пояса ('часть одежды')— пбясы (географические);
пропуска ('документы')— пропуски ('недосмотры');
соболя ('меха') — соболи ('животные');
счета ('документы')— счёты ('прибор; взаимные отношения');
сыны (родины) — сыновья (у родителей) и др.
тока ('места молотьбы') — токи (электрические);
тона ('переливы цвета') — тоны (звуковые);
тормоза ('устройство') — тормозы ('препятствия');
учителя ('преподаватели') — учители ('идейные ру-ководители');
хлеба (на корню) — хлебы (печёные);
цвета ('краски') — цветы ('растения');
19. Слово опыт в значении 'совокупность накоплен-ных знаний и навыков' в форме множественного числа не употребляется.


Употребление форм прилагательных

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.
1. Ученик был способный к математике. 2. Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный — в следующем . 3. Подобный ответ бессмысленен. 4. У мальчика появились и более худшие привычки. 5. Стихи были удачные и по содержанию и по форме. 6. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 7. Комната низкая для такой мебели. 8. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 10. Герой рассказа — маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.

Стилистический комментарий
1. При полной форме прилагательного, употребленной в функции именной части составного сказуемого, как правило, не могут быть управляемые слова, а при крат-кой форме — могут: Он был болен ангиной; Он способен к музыке (но нельзя сказать: «Он был больной ангиной»; «Он способный к музыке»).
2. При форме сравнительной степени (более высокие) должен быть указан предмет сравнения (более высокие, чем...) или добавлено усилительное слово ещё.
3.  Краткую форму на -ен (а не -енен) имеют прилагательные: бессмысленный — бессмыслен; бедственный — бедствен; бездейственный — бездействен; беспочвен-ный — беспочвен; бесчисленный — бесчислен; величественный —   величествен;   воинственный —   воинствен; двусмысленный —     двусмыслен;     злокачественный — злокачествен; искусственный — искусствен; легкомысленный —  легкомыслен;  многочисленный —  многочислен; мужественный — мужествен; невежественный — невежествен; посредственный —   посредствен;   соответственный — соответствен и др.                             
4. Формы «-более лучший», «более худший» и т. ni. не употребляются, поскольку второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.
5. В литературном языке приняты такие формы сравнительной степени прилагательных: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.
6. Полная и краткая формы прилагательного в качестве однородных членов предложения не употребляются (нельзя сказать: «дом каменный и весьма прочен»). Если одно из прилагательных не имеет краткой формы, то оба прилагательных должны быть употреблены в полной форме: дом каменный и весьма прочный.


 Употребление числительных

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.
1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 3. Полярники пробыли на льдине 274 суток. 4. Наш город находится в полуторастах километров от областного центра. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся. 6. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов. 7. Машины стояли у обоих ворот. 8. До начала эк-заменов осталось полтора учебного месяца . 9. Девятьметровый сталетний дуб возвышался в центре поляны . 10. В соревнованиях участвовало 243 юношей и деву-шек. 11. Каждому дали по пяти тетрадей.

Стилистический комментарий
1. Собирательные числительные двое, трое, четверо (после четверо собирательные числительные обычно не используются; ср.: пять ножниц, шесть суток) употребляютсятолько в следующих случаях:
1) с существительными, называющими лиц мужского пола и детенышей животных: двое друзей, трое прохожих (нельзя сказать: "двое девушек", "трое котят");
2) с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении 'люди'): дере ребят, трое людей, четверо незнакомых лиц;
3) с существительными, употребляющимися только во множественном числе; двое саней, трое суток, четверо щипцов;                      .   .
4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас трое, их было пятеро.
2. В составных числительных склоняются все слова: с тремя   тысячами  пятьюстами  двадцатью   пятью рублями.
3. При сочетании составных  числительных,  оканчивающихся на два, три, четыре (то есть 22, 23, 24 и т. п.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе, следует форму именительного/ винительного падежа такого сочетания заменять другим оборотом  [например,  нельзя  сказать:  «двадцать  два (две, двое) суток»]. Поэтому говорят: Прошло двадцать два дня; Куплено двадцать три штуки ножниц, т. е. используют разные формы косвенных падежей (кроме винительного).
4. Числительные полтора и полтораста согласуются в косвенных падежах (кроме винительного) с существительным: в полутора стаканах, в полутораста книгах.
5. У   составных   числительных,   оканчивающихся   на два, три, четыре, в литературном языке форма вини-тельного  падежа   совпадает с формой   именительного также в тех случаях, когда числительное сочетается с названием одушевленного предмета: принять двадцать три посетителя, выдвинуть сто четыре кандидата (а не: «двадцать трёх посетителей», «сто четырёх кандидатов»). В разговорной речи возможны отступле-ния от этого правила.
6. При сочетании смешанного числа с существительным дробь (а не целое число) управляет существитель-ным: 10,2 процента.
7. Так как нельзя сказать: «оба ворота» или «обе ворота», то не может быть и сочетания «у обоих ворот», Следует сказать: у тех и других ворот или: у одних и у других ворот.
8. При сочетании числительного полтора с существительным определение ставится в форме множественного числа: полтора полных стакана.
9. В сложных словах, первая часть которых является числительным, эта часть употребляется в форме родительного падежа: трёхлетие, трёхметровый, трёхсотый. Исключения: сто и девяносто всегда сохраняют начальную  форму:   столетие,  столетия,  девяностометровый, девяностометровому.
10. При составных числительных, оканчивающихся на два, три,  четыре,  существительное  употребляется  в форме   единственного   числа:   двадцать   три   юноши, тридцать четыре дома.
П. С предлогом по числительные два, три, четыре, двести, триста, четыреста употребляются в форме винительного падежа: по две книги, по триста рублей; остальные числительные — в форме дательного падежа: по одному карандашу, по пяти рублей. Ср. в разговорной речи: по пять рублей.


Употребление местоимений

1. Исправьте предложения и объясните грамматико-стилистические ошибки.
1. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 2. Сзади его шла нагруженная вещами теле-га. 3. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 4. Хозяйка сняла со стола че-модан и отодвинула его в сторону. 5. Когда наступили каникулы, студенты поехали к свои родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 6. Больной попросил сестру налить себе воды. 7. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого. 8. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.

Стилистический комментарий
1. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого положения ведет к искажению смысла.
2. К личным местоимениям 3-го лица (ом, она, оно, они) прибавляется начальное н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без него, с ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: вокруг них, сзади него.
После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей, внутри их.
Не прибавляется н также после предлога благодаря и предложных сочетаний не в пример, в противовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением и др., состоящих из простого предлога и существительного: благодаря ему, со стороны его.
После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального н: старше его, лучше её.
3. Собирательное    существительное   (крестьянство, студенчество, группа и т. п.) не заменяется местоимением в форме множественного числа. Например, нельзя сказать: «Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета». Чтобы не созда-вать неудобное сочетание «оно отдохнёт», следует слово студенчество заменить словом студенты.
4. Возвратные местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях:
Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой — к слову ассистент.
5. Формы у ней, от ней носят разговорный или устарелый характер. Правильными являются формы у неё, от неё.

Употребление форм глагола

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.
1. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и от-мываются холодной водой от примесей. 2. Надо помо-гать молодёжи расти и проявить свои способности. 3. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 4. Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах. 5. Где вы слыхали об этом?  6. Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 7. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды. 8. Не махай так сильно руками. 9. Цветок без воды сохнул в вазе.

Стилистический комментарий
1.  Некоторые формы глаголов на -ся имеют двоякое значение — страдательное и возвратное, что затрудняет иногда понимание смысла высказывания. Например, в предложении Некоторые больные направляются в спе-циализированные медицинские центры (сами направля-ются или их направляют?). Вместо страдательной формы глагола лучше употребить другую форму (некоторых больных направляют).
2. В качестве однородных членов предложения обычног употребляются глаголы одного и того же вида.
3. Литературными считаются следующие формы пове-лительного наклонения глагола: высунь, выставь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, ла-комься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи.
 4. Рекомендуются следующие глаголы несовершен-ного вида с суффиксом -ыва-/-ива-, соответствующие глаголам совершенного вида с ударным о в корне: затрагивать (затронуть), осваивать, оспаривать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать (в этих формах чередование о//а); озабочивать, опозоривать, обусловливать, подытожи-вать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, сосредоточивать, уполномочивать (в этих формах сохраняется о).
5. В парах видеть — видать, слышать— слыхать, мучить — мучать, лазить — лазать первые глаголы — нейтральные, вторые — разговорные.
6. В литературном языке не употребляются формы 1-го   лица   единственного   числа   настоящего  (будущего простого) времени  глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются описательные выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п.
7.  Рекомендуются   формы   3-го   лица   единственного числа настоящего времени: полощет, плещет, машет, колышет,   кличет,   кудахчет,   мурлычет,   мяукает, сыплет, щиплет. Формы полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет оцениваются как разговорные и просторечные.
Возможны параллельные формы со смысловым раз-личием:
брызгаю — 'спрыскиваю, окропляю' (брызгает водой, брызгает бельё); брызжу — 'разбрасываю капли, сыплю брызгами' (грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной);
двигаю — 'перемещаю, толкая или таща что-либо' (двигаю мебель); движу — 'перен. побуждать, руководить' (им движет чувство сострадания);
двигается — 'приходит в движение' (поезд двигается); движется— 'находится  в движении' (машина медленно движется);
капает — 'падает каплями, лбётся по капле' (капает лекарство в ложечку, пот капает со лба);   каплет —  'протекает' (крыша каплет); мечет икру, мечет гром и молнии, но метает петли, метает  шов.
8. В современном языке более распространены такие формы прошедшего времени бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обозначающих постепенное усиление длительного состояния: сох, кис, мок, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).
 

Строй простого предложения

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.
1. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях. 2. Наряду с высокой производительностью, новый станок выигрывает от простоты устройства. 3. На предприятии происходит рост производительности труда благодаря применению новейших методов производства. 4. Гражданам, проходящим в помещение библиотеки, верхнюю одежду и шапки должны снимать обязательно. 5. Язык Катерины является наиболее ярким в галерее положительных женских образов А. Н. Островского. 6. Вместе со всеми школами по общей программе проводились экзамены в лицеях и колледжах. 7. Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет. 8. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией. 9. Ломоносов в юности был рыбак. 10. Эта река всегда спокойна6 . 11. Для этого класса новая доска слишком широкая6. 12. Литературные круги широко готовятся отметить пятидесятилетие деятельности писателя. 13. Дежурный по станции бросил папиросу в урну и, нагнувшись, попытался её потушить, но это ему не удалось. 14. Маленъкая девочка сидела в саду на скамье; старушка подошла к другому концу этой скамейки л внимательно оглядела её с ног до головы. 15. Боясь грозы, ребёнок спрятал ген лову под подушку и держал её там до тех пор, пока она не кончилась . 16. Предложено закрепить за как можно большим числом бригад технику и инвентарь.                

Стилистический комментарий
1. Обороты  с  предлогами  кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с и т. п. должны непосредственно управляться глаголом, при котором они выступают в роли дополнения;  в  противном   случае  синтаксическая  связь оказывается нарушенной. Так, нельзя сказать: «Помимо работы на предприятии, молодёжь учится на вечерних курсах». Это предложение можно исправить: Молодёжи учится на вечерних курсах без отрыва от производств ва или: Работая на предприятии, молодёжь одновременно учится на вечерних курсах.                                 
2. Не  следует   использовать  сочетания   типа   «идёт снижение цен» — однокоренного существительного с полузнаменательным глаголом. Такие конструкции носят канцелярский характер. Лучше употреблять глагол-сказуемое: снижаются цены, растёт успеваемость.           
3. Нельзя давать конец предложения в ином синтаксическом плане, чем начало. Например, вместо «Одним из  вопросов,  подлежащих  нашему рассмотрению, —  это вопрос об укреплении дисциплины» следует сказать:  Один из вопросов... — это вопрос... или: Одним из вопросов... является вопрос...                                              
4. Нельзя допускать в предложении смешения разнородных понятий.
5. Форма   именительного   падежа   существительного или прилагательного при связке был обозначает устойчивый признак предмета: Он был человек практичный; Погода здесь постоянно была ветреная.
Для указания на временный признак в этих случаях употребляется форма творительного падежа: Он был в то время студентом.
6. В   именной   части   составного  сказуемого   полная форма   прилагательного  обозначает   постоянный   при-знак, вневременное состояние: река спокойная (обычно), а краткая форма — временный признак, временное состояние: река спокойна (в данное время).
Полная форма прилагательного обозначает безотно-сительный признак: комната низкая (вообще), а краткая — признак по отношению к определенным условиям: комната низка (для высокой мебели). Кроме того, краткая форма прилагательного носит более отвлеченный характер, чем полная. Ср.: он смел — он смелый; она зла — она злая.
7. Существенное значение для  правильного  построения (и понимания) предложения имеет порядок слов  в нем. Всякая перестановка слов в предложении влечет за собой или изменение смысла, или подчеркивание, выделение одного из членов. Ср.: Даже эта работа трудна для меня (имеется в виду нетрудная работа, но слабый исполнитель). — Эта работа даже трудна для меня   (подчеркивается   неожиданность   трудности). — Эта работа трудна даже для меня (речь идет о сильном исполнителе).
Неудачный порядок слов (например, широко готовится отметить юбилей вместо готовится широко отметить юбилей) искажает смысл предложения, затрудняет его понимание. Так, вместо «Богданов отка-зался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, жалуясь на загруженность общественной работой» следовало сказать: Богданов отказался сда-вать зимнюю сессию вместе со всеми студентами...; понимание смысла фразы «Глаза его прикрывали стёк-ла очков» затрудняется из-за неоправданной переста-новки подлежащего и прямого дополнения;
В предложении Осенний ветер безжалостно срывает листья берёзы все члены предложения стоят на своих обычных местах (это так называемый прямой порядок слов):
1) подлежащее предшествует сказуемому (ветер срывает);
2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (осенний ветер);
3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья берёзы);
4) дополнение стоит после управляющего слова (срывает листья);
5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (безжалостно срывает).
В контексте для смыслового или стилистического вы-деления отдельных членов предложения прямой порядок слов часто нарушается. Такое изменение расположения членов предложения называется обратным порядком слов (инверсией).


Согласование сказуемого с подлежащим

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико-стилистические ошибки.
1. Ряд столов стояли посередине аудитории. 2. Пять учеников подошло к экзаменационному столу. 3. Двад-цать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. 4. На конгресс прибыли двести пятьдесят один делегат. 5. Тысяча человек отправилось в турне. 6. Прошли сто лет. 7. На экскурсию пошли всего десять школьников. 8. Полчаса, проведённые в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно. 9. Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики. 10. Много выпускников нашей школы стали работать в городских больницах и санаториях.

2. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.
1. Секретарь выдала нам нужные справки. 2. «Вой-на и мир» написаны Л. Н. Толстым. 3. Недавно у нас открылось новое кафе-столовая. 4. Никто, даже самые способные ученики, не могли решить эту задачу. 5. Правление клуба, в том числе председатель и его заместитель, много сделали для организации этого вечера. 6. Группа студентов во главе с профоргом и старос-той активно помогали преподавателям в проведении Дня открытых дверей. 7. Администрация школы, особенно директор и завуч, много сделали для организации лет-него отдыха детей. 8. Печать, в частности районные газеты, уделяют много внимания вопросам культуры. 9. Врач прописала ребёнку новое лекарство. 10. РЭУ начал оформлять документы на переселение жиль-цов. 11. Брат или сестра помогут мне устроиться на работу. 12. Мать с детьми уехали в деревню.

3. Перепишите предложения, вставляя пропущенные бук-вы, согласуйте сказуемое с подлежащим.
1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал... нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принима...тся администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал... на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен... три новых мировых рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел... и равномерно вздрагивал... . 6. Много детей был... больн... гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил... о нашем приходе. 8. Такси стоял... у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был... отложен... для них. 10. Ты и твои друзья окаж.... нам помощь и на этот раз.

Стилистический комментарий
1. При подлежащем, выраженном сочетанием собирательного существительного (ряд, большинство, меньшинство, часть и т. п.) и существительного в форме родительного    падежа    множественного    числа,    сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены, и в форме единственного    числа,    если    подлежащее    обозначает    предметы неодушевленные: Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это общее правило может нарушаться в условиях контекста.
2. Если    подлежащее    выражено    так    называемым счетным   оборотом,  т. е. сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (несколько и т. п.) с существительным в форме родительного падежа множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим — собирательным существительным (см. п. 1): Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке (Л.); Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров.
3. При  числительных два, три,  четыре сказуемое обычно ставится в форме множественного числа: Позади их щёлкнули два выстрела; Три книги лежат на сто-ле; Четыре ученика вошли в класс.
4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа: Школу окончил сорок один ученик.
5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в форме единственного числа и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство посёлка.
6. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: Прошло две недели; Пробило десять часов; Пятнадцать лет прош.ло.
7. Если при счетном обороте (количественное числительное + форма родительного падежа множественного числа существительного) имеются слова все, эти, то сказуемое ставится в форме множественного числа: Все три всадника ехали молча (Г.); а если имеются слова всего, только, лишь, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Гостей приходило только трое (П.).
8. Если  подлежащее выражено сложным  существительным, первой частью которого является пол-, то ска-зуемое обычно ставится в форме единственного числа: На блюдце лежит пол-яблока, а в прошедшем времени — в форме среднего рода: полдома сгорело; полжизни прожито.
Но если при этих словах имеется определение в форме именительного падежа множественного числа, то сказуемое ставится в форме множественного числа: Полгода, проведённые в деревне, восстановили здоровье больного.
9. Если в состав подлежащего входит существительное со значением количества — определенного (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и др.) или неопределенного (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится  в форме единственного числа: За моею тележкою четвёрка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходила целая бездна (Дост.); Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).
10. При   подлежащем,   включающем   слова   много, мало, немного, немало, сколько, сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится (Пришв.); Много птиц сидело на ветвях.
11. При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от пола того лица, о котором идет речь: Агроном сделал доклад; Директор вызвал секретаря.
В разговорной речи встречается в этих случаях поста-новка сказуемого в форме женского рода, когда известно, что речь идет о женщине: Наш профессор (дама ещё молодая) написала книгу.
При наличии собственного имени лица, при котором название профессии и т. п. выступает в роли приложе-ния, сказуемое согласуется с собственным именем: Агроном Се р г е е в а прочла лекцию.
12. При подлежащем, выраженном словосочетанием (названия  литературных   произведений,   кинофильмов, журналов, предприятий и т. д.), в котором есть ведущее слово или слово в форме именительного падежа, сказуе-мое согласуется с этим словом (или словами): «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лермонтовым; «Волки и овцы» поставлены на сцене местного театра. Однако нельзя   сказать:   «"Руслан  и  Людмила"    написаны А. С. Пушкиным», поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в подобных случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т. д.), с которым и согласовать сказуемое.
13. При сложных названиях, состоящих из двух существительных разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или является конкретным обозначением  предмета: автомат-закусочная открыта; концерт-обозрение показано; песня-романс стала весьма популярной; витрина-стенд помещена в вестибюле;    внимание    привлекала    машина-фургон; плащ-палатка лежала; концерт-парад прошёл с большим успехом; книга-справочник полезна; таблица-плакат висела; раскладное кресло-кровать стояло.
14.  Наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д. на форму согласования со сказуемым не влияет: Никто, даже лучшие специалисты, не мог наладить компьютер.
15. Если   подлежащее —  сложносокращенное  слово, которое имеет грамматическую форму (склоняется), то оно согласуется со сказуемым по правилам: Вуз объявил набор студентов; Алданзолото выполнило план.
При отсутствии у сложносокращенного слова грамма-тической формы сказуемое согласуется с ведущим сло-вом сочетания, т. е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ (университет) объявил конкурс; НЛО (объект) исчез за горизонтом.
16. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, соединенным только интонацией или связанным посредством соединительного союза, то:
1) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится в форме множественного числа: Промышленность и сельское хозяйство нуждаются в ин-вестициях;
2) сказуемое, предшествующее однородным подлежа-щим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.).
Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный союз, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным (Фурм.); Не ты, но судьба вино-вата (Л.).
17.  При сочетании в подлежащем существительных в формах именительного и творительного падежей (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуемое ставится в форме множественного числа, если оба предмета/ли-ца выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими): Серёжа с Петей долго ждали возвращения матери, и в форме единственного   числа,   если   второй   предмет/лицо   лишь сопутствует основному производителю действия (яв-ляется дополнением): Мать с ребёнком пошла в поли-клинику.
При наличии слов вместе, совместно сказуемое при таком подлежащем обычно ставится в форме единственного числа: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с инженером взялся отремонтировать станок.


 Согласование определений и приложений

1. Согласуйте определения с определяемыми словами, выбрав одну из заключенных в скобки форм.
1. Три (соседние — соседних) здания были построены недавно. 2. Квартира делилась на две (неравные— неравных) части. 3. (Первые — первых) два места поделили российский гроссмейстер и венгерский мастер. 4. Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны — сторон). 5. И первая и вторая (половина — половины) встречи (прошла — прошли) в исключительно быстром темпе. 6. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета — факультетов). 7. Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом — глазами). 8. Лето мы проведём в Рязанской или Тульской (области — областях). 9. Ученик старательно записывает в тетрадь глаголы I и II (спряжения — спряжений).

2. Перепишите предложения, согласуя определения с определяемыми словами.
1. Загоревш... и окрепш... брат и сестра вернулись из деревни. 2. Он с гордостью говорил об успехах сво... сына и дочери. 3. Отреставрированн... музей и галерея открыты для посетителей. 4. Языков... краткость и точность — вот на чём основывается мастерство писателя. 5. Наш... наука и культура нуждается в государственной поддержке. 6. Экспонаты были размещены в больш... за-ле и коридоре. 7. Проводился конкурс на решение шахматн... этюда и задачи. 8. Пушист., верба и черёмуха встретили нас на краю деревни.
                                     
3. Допишите, где нужно, окончания в приложениях - географических названиях.
1. Некоторое время он жил в городе Твер.... 2. Упор-ные бои шли на реке Висл.... 3. Родом он был из села Крюков.... 4. Линия железной дороги проходит в непо-средственной близости от озёра Байкал.... 5. Теплоход приближался к острову Кипр.... 6. Тёплое течение прохо-дит мимо полуострова Флорид.... 7. Альпинисты остано-вились у подножия горы Казбек.... 8. Поезд приближал-ся к станции Тул.... 9. Астрономы изучали движение планеты Марс.... 10. Много рыболовецких судов было в порту Находк...  

Стилистический комментарий
1. Если определение относится к существительному, зависящему от числительных два, три, четыре, то рекомендуются следующие формы согласования:
1) при словах мужского и среднего  рода определение, стоящее между числительным и существительным, ставится в форме родительного падежа множествен-ного числа: два больших дома; три громадных окна;       
2) при словах   женского   рода определение ставится в форме именительного падежа множественного числа: две большие комнаты.                                          
Если определение стоит перед числительным, то оно ставится в форме именительного падежа независимо от рода существительного: первые два года, последние три недели; верхние четыре окна.
2.  Если существительное имеет два или более предшествующих определений, перечисляющих разновидности предметов, то оно может стоять:
1) в форме единственного числа — подчеркивается связь определяемых предметов, их терминологическая близость: головной и спинной мозг; сыпной и брюшной тиф; верхнее и нижнее положение поршня; токарное и слесарное дело; в правой и левой половине дома; существительные мужского, женского и среднего рода, глаголы действительного и страдательного залога.
Если определения выражены порядковыми числительными или местоименными прилагательными, также употребляется форма единственного числа: дипломы первой и второй степени; между пятым и шестым ребром; у моего и твоего отца; та и другая сторона;
2) в форме множественного числа — подчеркивается наличие нескольких предметов: Курская и Орловская области; Щёлковский и Балашихинский райо-ны; Московский и Санкт-Петербургский университеты; биологический и химический методы; в западной и восточной частях страны; сельскохозяйственная и промышленная выставки.
При наличии между определениями разделительного или противительного союза определяемое существительное ставится в форме единственного числа: технический или гуманитарный вуз; не стихотворный, а прозаический текст.
Если определяемое существительное предшествует определениям, то оно ставится в форме множественного числа: языки немецкий и французский; залоги действительный и страдательный.
3. Если определение относится к нескольким существительным, имеющим форму единственного числа и выступающим в роли однородных членов предложения, то оно может стоять:
1) в форме единственного числа, если по смыслу сочетания ясно, что определение относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим: необыкновенный шум и говор; у моего отца и матери; написать свой адрес, имя и фамилию; Дикий гусь и утка прилетели первыми (Т.);
2) в форме м но жественного числа, если мо-жет возникнуть неясность относительно того, связано ли определение только с ближайшим существительным или со всем рядом однородных членов: новые роман и повесть; беспроволочные телефон и телеграф; способные ученик и ученица; маленькие брат и сестра.
При наличии разделительного союза между определяемыми существительными определение ставится в форме единственного числа: новый рассказ или очерк.
4. Географические названия, выступающие в роли приложений при имени нарицательном (родовом наименовании), в одних случаях согласуются, а в других не согласуются с определяемым словом:
1) согласуются склоняемые названия городов и рек: в городе Туле, на реке Волге, за Москвой-рекой. В географической и специальной литературе эти названия могут сохраняться в начальной форме: в городе Великие Луки, за городом Южно-Сахалинск, на несудоходной реке Ловать.
Названия городов на -о (среднего рода) часто не со-гласуются, чтобы их можно было отличить от сходных названий мужского рода: в городе Иваново («в городе Иванове» указывало бы и на город Иванов);
2) обычно согласуются названия сёл, деревень, хуторов: родился в селе Горюхине (П.); в деревню Дюевку (Ч.); в деревне Владиславке (Ш.); за хутором Сестраковом (Ш.).
Названия на -о, а также названия, имеющие другую родовую или числовую форму (по сравнению с фор-мой родового наименования), часто не согласуются: в се-ле Караманово; у деревни Берестечко; у деревни Парфёнок;
3) остальные географические названия (озер, островов, полуостровов, гор, станций, мысов, заливов, горных хребтов, каналов, улиц) и астрономические названия с родо-вым наименованием не согласуются: на озере Ильмень; за островом Новая Земля; у полуострова Таймыр; у горы Эльбрус, на станции Орёл; в местечке Радзивиллово; в посёлке Владыкино; в кишлаке Гилян; на заставе Полтавка; у мыса Сердце-Камень; в бухте Золотой Рог; в пустыне Каракумы; в штате Техас; в земле Нижняя Саксония; в провинции Тоскана; в департаменте Вар; на улице Олений Вал; движение планеты Меркурий.
Но если название имеет форму полного прилагатель-ного, оно согласуется с определяемым словом: на Ладожском озере; у горы Магнитной.


Некоторые случаи управления

1. Исправьте предложения. Объясните грамматйко-стилистические ошибки.
1. Докладчик оперировал с непроверенными данными. 2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 3. Русские народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути России. 4. Всё это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с ними. 5. Ответ по за-явлению был получен немедленно. 6. После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения дисциплины. 7. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам. 8. Посевы про-изводились согласно указаний агронома. 9. Мой брат недавно вернулся с Крыма. 10. В выходной день мы с товарищем были в опере.                                              

2. Прочитайте предложения. Укажите, правильно ли выбран падеж дополнения при глаголе с отрицанием.               
1. Некоторые ученики не выполняют домашние задания. 2. Успехи наших физкультурников не должны заслонять недостатки, которые всё ещё имеются. 3. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка. 4. Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон работы. 5. Некоторые мастера не приняли участие в розыгрыше первенства республики по шахматам. 6. Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая. 7. К сожалению, я не часто получаю писем из дому.
                                        
3. Перепишите предложения, исправляя грамматико-стлистические ошибки.                                                                
1.Мать сильно беспокоилась за сына. 2. Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой. 3. Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу нашей команды. 4. Нельзя было смириться с недостатками. 5. К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе. 6. Мы наблюдали за солнечным затмением. 7. Мальчик бросил камнем в воду. 8. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе? 9. Необходимо своевременно обеспечить школам достаточное количест-во топлива на зиму. 10. Успокойтесь, выпейте воду. 11. В документальном фильме показывается, как моло-дой специалист ищет работы. 12. Для выполнения тре-бования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия. 13. Проверка дека-ната чтения лекций установила ряд недостатков. 14. Кафедра организовала и руководит производствен-ной практикой студентов.

Стилистический комментарий
1.  Важное   значение   для   построения   предложения имеет выбор падежа и предлога. Одна из распространенных ошибок — употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: «разъяснение о допущенных ошибках» (вместо разъяснение допущенных ошибок); «показатели по использованию электроэнер-гии» (вместо показатели  использования...);  «оперировать с точными фактами» (вместо оперировать точ-ными фактами).                                                          
2. Некоторые сравнительно недавно образовавшиеся предложные сочетания (так называемые новые предлоги: в деле, по линии, в части, за счёт и др.) при не-уместном их использовании придают речи канцелярский характер: в части удовлетворения запросов молодёжи; в деле изучения покупательского спроса.
3.  При выборе предлога следует учитывать присущие ему  оттенки  значения.  Так,  для   выражения   причинно-следственных  отношений  употребляются   синонимические предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря и др. Например, следует говорить: ввиду предстоящего отъезда (а не «вследствие предстоящего отъезда», так как отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет), но: вследствие прошедших дождей (а не «ввиду прошедших дождей», так как явление относится к прошлому.
Не утратил своего лексического значения и предлог благодаря. Обычно он употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря принятым мерам; благодаря помощи товарища. Поэтому не следует использовать этот предлог, если речь идет о чем-то отрицательном.
4. Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным падежом: согласно приказу.
5. Предлоги в — на и их антонимы из — с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде — на поезде; уйти с кухни — из кухни.
Предлог в, употребляющийся для выражения пространственных значений, обозначает направление внутрь чего-либо (с винительным падежом) или нахождение внутри чего-либо (с предложным падежом): в кухню, в классе.
Предлог на обозначает направление на поверхность или нахождение на поверхности: на воду, на стуле.
Предлог из имеет значение 'изнутри', а предлог с — 'с поверхности': из зала, со стола.
Если речь идет о какой-либо территории, которая представляется ограниченным пространством, то употребляется предлог в: находиться в поле. Если же мысль об ограничении отсутствует, то употребляется предлог на: находиться на поле; ср.: во дворе (в окруженном забором или домами пространстве) — на дворе (вообще вне дома).
С названиями городов, районов, областей, республик, регионов, государств употребляется предлог в: в Туле, в Красногорском районе, в Московской области, в Та-тарстане, в Сибири, в Германии.
С названиями гор употребляется предлог на: на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная местность без резко очерченных границ). Но: в Крыму (строго ограни-ченная территория, включающая и горы, и степное про-странство).
При названиях предприятий употребляют предлоги на и в: на заводе, на фабрике, на почте, на телеграфе, на шахте; в конструкторском бюро, в издательстве, в карьере, в магазине и т. д.
При названиях учебных заведений употребляется пред-лог в: в институте, в техникуме, в школе, но: на курсах. При названиях частей учебного заведения используется предлог на: на филологическом факультете, на III курсе (но: в аудитории, в лаборатории, в 3-м классе — под влиянием представления о помещении для занятий).
При названиях зрелищных мероприятий установилось такое употребление: в театре, в кино, в цирке, но: на концерте, на опере, на представлении, на сеансе.
При названиях средств передвижения возможны варианты: в/на поезде, в/на трамвае, в/на метро (более общее значение имеет предлог на).
Для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, предлогу на — предлог с: поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа; поехал в Белоруссию — вернулся из Белоруссии.
6. После переходных глаголов с отрицанием употребляется как форма родительного падежа: не читал этой книги, так и форма винительного падежа: не читал эту книгу.
Родительный  падеж обычно употребляется:
1) в предложениях с усиленным отрицанием, которое создается наличием частицы ни или местоимения и наречия с этой частицей: Не люблю ни чрезмерной жары, ни чрезмерного холода; Никогда никому не доверял своей тайны;
2) при   разделительно-количественном   значении   дополнения: не приводил примеров; не знает дат; не сде-лал вычислений; не понял многих слов; не достал тетрадей; не принимает мер;
3) после глаголов видеть, слышать, думать, хотеть, желать, чувствовать, ждать и др., обозначающих восприятие, желание, ожидание: не слышал крика; не чувствовал желания; не видел опасности; не ждал прихода;
4) при словах, выражающих отвлеченные понятия: не теряет времени; не имеет желания; не скрывает подозрений; не осуществляет контроля; не объясняет правил; не уяснил всей важности.
Винительный  падеж обычно употребляется:
1) для   подчеркивания   конкретности   объекта: Сту-дент не прочитал книгу, которую ему рекомендовали;
2) при одушевленных существительных (в том числе при именах собственных): не любит свою дочь; не нака-зывал Петю;
3) если дополнение стоит перед глаголом (хотя это не обязательно): Эту книгу я не возьму;
4) для внесения ясности, чтобы избежать совпадения одинаково звучащих форм: Я не читал ещё газету (слово газеты может быть воспринято как форма множест-венного числа);
5) при двойном отрицании: Нельзя не признать силу его доводов (основной смысл высказывания — утверж-дение, а не отрицание);
6) при наличии наречий со значением ограничения: едва не потерял терпение; чуть не пропустил урок;
7) при наличии в предложении слова, по смыслу отно-сящегося одновременно к сказуемому и дополнению: не нахожу эту книгу интересной;
8) во фразеологических оборотах: не скалить зубы.     
 Если прямое дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к неопределенной форме глагола, зависящей от глагола с отрицанием, то такое дополнение обычно ставится в форме винительного падежа: не хотел читать эту книгу; не могут признать его правоту.
Если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове, то дополнение употребляется в форме винительного падежа: не часто слушаю музыку; не вполне усвоил урок.
После глаголов с приставкой недо-, указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в форме винительного падежа: недовыполнить план.
7. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления:  
беспокоиться о ком-чем-либо — тревожиться за ко-го-либо;                           
упрекать в чем-либо — порицать за что-либо;
препятствовать кому-чему-либо— тормозить что-либо;
отчитаться в чем-либо — сделать отчёт о чем-либо;
обращать внимание на кого-что-либо — уделять внимание кому-чему-либо;
удивляюсь чему-либо — удивлён чем-либо;
превосходство над чем-либо — преимущество перед кем-чем-либо;
уверенность в чем — вера в кого-что.
8. Некоторые глаголы могут иметь дополнение в раз-ных падежных формах в зависимости от смысловых или стилистических оттенков:
бросить камень (значение объекта: бросить камень в воду) — бросить камнем (значение орудие действия: бросить камнем в змею);
вертеть пальцы ('крутить, причиняя им боль') — вертеть пальцами (от нечего делать);
двигать ногу (чтобы ступить)— двигать ногой (на-пример, во сне);
жертвовать что (конкретные предметы: жертвовать деньги)— жертвовать чем (отказываться от чего-либо в чьих-либо интересах: жертвовать жизнью);
завязать узел (на вещах)— завязать узлом (например, галстук);
знать, говорить, напомнить, сообщить что (в полном объеме, по существу) — знать, говорить, напом-нить, сообщить о  ч е м (в общем виде, поверхностно);
лежать на постели ('отдыхать') — лежать в посте-ли ('быть больным');
наблюдать что ('проводить наблюдения': наблюдать солнечное затмение) — наблюдать за чем ('иметь надзор': наблюдать за порядком);
удовлетворять что ('исполнять чьи-либо задания, требования': удовлетворять потребность, просьбу) — удовлетворять чему ('оказаться в соответствии с чем-либо, вполне отвечающим чему-либо': работа удов-летворяет всем требованиям);
удостоить чего ('признав достойным, наградить чем-либо': удостоить награды, премии) — удостоить чем ('сделать что-либо в знак внимания': удостоить ответом, беглым взглядом).
9. Некоторые глаголы требуют одновременно двух дополнений, и выбор падежной формы зависит от смысла. Например: обеспечить  кого (что)  чем  ('снабдить в потребных размерах': обеспечить школьников учебниками) — обеспечить   кому  (чему)  что  ('гарантировать что-либо, сделать что-либо несомненным': обеспечить больному хороший уход).
Слово обязан в значении 'должен испытывать благодарность за какую-либо услугу, признательность за что-либо' обычно употребляется с двумя падежными формами: дательного падежа, указывающего на адресата, и творительного падежа, указывающего на объект признательности, на ее причину: Так этим вымыслом я вам ещё обязан? (Гр.); Своим спасением я обязан случаю; Чему я обязан вашим посещением?
10. Разница между конструкциями типа выпить во-ду — выпить воды, купить книги — купить книг за-ключается в том, что форма родительного падежа обозначает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторую часть его, тогда как форма винительного падежа указывает, что действие полностью переходит на предмет.
11. Разница между конструкциями типа искать место — искать места, просить деньги — просить денег заключается в том, что форма винительного падежа указывает на определенный, конкретный предмет (известное наперед место; обусловленная сумма денег), а форма родительного падежа имеет общее значение (какое-либо свободное место, например, в зале, а также в переносном смысле — 'искать работы'; неопределен-ное количество денег).
12. Следует избегать конструкций с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предложения. Чаще всего наблюдается «нанизывание» форм родительного падежа: Дом племянника жёны кучера брата доктора. Нередко в этих обенротах встречаются отглагольные су-ществительные на -ение и -ание: Для решения задачи ускорения подъема уровня знаний студентов необходи-мо улучшить качество лекций. Такие предложения можно упростить, в частности заменив отглагольное существительное другой формой или оборотом (например: Чтобы приумножить знания студентов, необходимо улучшить качество лекций).
13. Нельзя сочетать в одном предложении родительный субъекта (указывает на производителя действия: выступление докладчика) и родительный объекта (указывает на объект действия: чтение книги). При исправлении предложения родительный субъекта («Последовательное изложение ученика материала урока») обычно заменяют формой творительного падежа  (Последовательное изложение учеником материала урока).
В отдельных случаях может возникнуть неясность при использовании даже одной формы родительного падежа: Чтение Маяковского оставляло неизгладимое впечатление (читал сам поэт или читались его стихи?). Если читал поэт, то можно сказать: Чтение Маяковским своих произведений...; если кто-то читал его стихи, то можно сказать: Чтение стихов Маяковского...
14.  При двух или более однородных членах предложения общее управляемое слово возможно только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу; выписать и проверить цитаты. Предложения, в которых   общее   дополнение   имеется   при   словах,   требующих разного  управления:   «любить  и  увлекаться спортом» (любить  что,  а увлекаться чем), необходимо исправлять. Обычно ко второму управляющему слову  добавляют   местоимение,  заменяющее  дополнение-существительное при первом слове: любить спорт и увлекаться им.


Предложения с однородными членами

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико-стилистические ошибки.
1. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины. 2. Укажем-место Пушкина в истории рус-ской и мировой литературы, его роль в создании русского литературного языка, особенности онегинской строфы. 3. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания - равнодушие и капризы Оксаны . 4. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 5. Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. 7. Студенты группы приняли на се-бя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 9. Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов. 10. В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др. 11. Всем понравилась повесть, опубликованная в послед-нем номере журнала и которая рассказывает о неизвест-ных страницах войны. 12. Работа железнодорожников ве-дётся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Стилистический комментарий
1. В ряд однородных членов предложения нельзя включать видовые и родовые понятия. Например, понятие фрукты включает в себя понятие апельсины, а понятие мебель—понятия стулья, шкаф, столы. Поэтому предложение «В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, стильная мебель» (имеется в виду, что первые названные предметы не относились к стильной мебели) неудачно.
2. Не следует соединять в качестве однородных членов предложения далекие по смыслу понятия. Например, нельзя сказать: «изучать музыку и болезни».
3. Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу. Например, нельзя сказать: «Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса» (нельзя «внес-ти замечание»).
4. Иногда создается двусмысленность, если управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов предложения: Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (понятно, что речь идет о подготовке охотников и других лиц для определенной цели, но соседство слов «для истребления волков и лиц» неудачно).
5. При однородных членах предложения можно опускать только одинаковые предлоги: Они вдвоём несли большой поднос с горшками молока, [с] тарелками, [с] ложками, [c] сахаром, [с] ягодами, [с] хлебом (Т.). Ср.: «Множество лю-дей было на площадях, [на] бульварах, [на] улицах, [в] пе-реулках» — разные предлоги опускать нельзя.
6. В качестве однородных членов предложения могут попарно соединяться слова, выражающие понятия или близкие по значению, или противоположные: Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
7. Однородные члены предложения могут быть выра-жены морфологически неодинаковыми словами: Вошёл юноша  высокого роста,  лет  двадцати,  в  очках,  с портфелем в руке. Но не сочетаются как однородные члены существительное и неопределенная форма глаго-ла (нельзя сказать: «Я люблю футбол и плавать»).
8. При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой — при второй: Я читаю не только газеты, но и журналы.
9. Нельзя  составлять  неправильные  пары  сопостави-тельных союзов: «не только ... а также» (вместо не толь-ко ... но и), «как ... а также» (вместо как ... так и) и т. п.
10. Однородные члены предложения должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом: Утром накормили птиц: кур, уток, гусей.
11. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения (нельзя сказать: «Портфель, лежащий на сто-ле и который принадлежит преподавателю»).
12. Однородные члены предложения с различным управлением не должны иметь при себе общее дополнение.


Причастные обороты

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико-стилистические ошибки.
1. Наука опирается на достижения и открытия предшествующих поколений. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 3. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 4. В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами обновлённой труппы театра. 5. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива. 6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних услови-ях, поплатятся жизнью. 7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. 8. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. 9. Прочитанная лекция для учеников о мирном ис-пользовании атомной энергии вызвала большой интерес. 10. Здесь противопоставлены: Буревестник, олицетворяющий пролетариат, стремящийся к революции и видя-щий в ней единственный выход, и глупый Пингвин, олицетворяющий обывателя, прячущийся от грома, боящийся надвигающейся, хотя и не угрожающей ему бури — революции, беспокоящийся только о своей безопасности. 11. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

2. Перестройте сложноподчиненные предложения, за-меняя придаточные определительные части причастными оборотами. Если этого нельзя сделать, объясните почему.
1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. 3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти. 4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел ещё свет. 5. Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью. 6. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики. 7. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересо-вала бы меня. 8. Море, о котором дети столько слыша-ли и читали, вдруг открылось перед ними. 9. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лощадь. 10. Илья входил на двор с важным видом че-ловека, который хорошо поработал.

Стилистический комментарий
1. Ошибка в употреблении формы времени причастия.
2. Действительные причастия на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными причастиями: например, вместо «сын, воспитывающийся отцом» — сын, воспитываемый отцом. Иногда такая замена необходима потому, что частица -ся имеет возвратное и страдательное значения, которые могут смешиваться (например, вместо «коровы, отправляющиеся на убой» нужно сказать: ...отправляемые на убой).
3. Ошибочны формы причастий на -щий (типа «сделающий», «вздумающий») от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы причастия не существует.
4. Неправильны формы причастий с частицей бы (типа «выступление, вызвавшее бы возражения»), поскольку глаголы в форме условного (сослагательного) наклонения причастий не образуют.
5. Причастный оборот (весь!) должен стоять или после определяемого существительного, или перед ним, но он не может «разрываться» определяемым словом: книга, лежащая на столе (лежащая на столе книга), но не «лежащая книга на столе».
6. Нагромождение причастий, создающее неблагозвучие.
7. Неправильный порядок слов в предложении с обособленным причастным оборотом.
8. Замена невозможна, потому что в главной части сложноподчиненного   предложения   имеется   соотносительное слово (указательное местоимение тех).
9. Замена невозможна, потому что сказуемое придаточной части сложноподчиненного предложения выражено глаголом в форме будущего времени.
10. Замена невозможна, потому что союзное слово который стоит в форме творительного падежа (замена возможна, если который будет стоять в форме именительного/винительного падежа без предлога).
11. Замена невозможна, потому что сказуемое придаточной части сложноподчиненного предложения выра-жено глаголом в форме условного наклонения.


Деепричастные обороты

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.
1.В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 2. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 3. Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. 4. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе. 5. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 6. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 7. Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко. 8. Получив тяжёлую рану, солдат был спасён своими товарищами. 9. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

2. Перестройте сложноподчиненные предложения, заме-няя придаточные части деепричастными оборотами и наоборот. Если этого сделать нельзя, объясните почему.                             
1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело6. 3. Евгений, Онегин произвёл на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради. 5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул. 6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над вёслами. 7. Каштанка, не вынося музыки, беспокой-но задвигалась на стуле и завыла. 8. Мимо Каштанки, толкая её ногами, безостановочно взад и вперёд проходи-ли заказчики. 9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьёзно заниматься. 10. Отпустив генералов, КУТУЗОВ лолго сидел, облокотившись на стол.

Стилистический комментарий
1. Ошибка в употреблении вида деепричастия.
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, ес-ли действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Возвращаясь домой, меня застиг дождь»).
3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Подходя к лесу, мне стало холодно»).
4. Если предложение выражено страдательной конст-рукцией, деепричастный оборот не может быть употреблен, потому что производитель действия, выраженного глаголом-сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Самары и Нижнего Новгорода»).
5. Нагромождение   деепричастий   создает   неблагозвучие.
6. Замена   невозможна,   потому   что   в   сложноподчиненном предложении главная часть — предложение безличное.
7. Замена невозможна, потому что в главной и придаточной частях сложноподчиненного предложения разные подлежащие.
8. Замена невозможна, потому что деепричастие указывает на образ действия («как?»).


Сложные предложения

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико-стилистические ошибки.
1. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 2. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самоё себя. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать её не удастся. 6. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу. 7. На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты. 8. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

Стилистический комментарий
1. Ошибочна   постановка   рядом   двух   однозначных союзов (при утверждении достаточно союза  что, при предположении   следует  ограничиться   союзом   будто или будто бы).
2. Неуместно повторение частицы бы в придаточной час-ти сложноподчиненного предложения, в которой сказуемое выражено глаголом в форме условного (сослагательного) наклонения (нельзя: «Если бы эти предложения были бы приняты, многое изменилось бы к лучшему»).
3. Неправильный порядок слов: между союзным сло-вом который и существительным, к которому оно от-носится, не должно находиться другое существительное в той же числовой форме. В этом случае может возник-нуть неясность: Беседа с представительницей делега-ции, которая недавно приехала в Москву (кто приехал — представительница или делегация?).
4. Смешение прямой речи с косвенной.
5. Повторение одинаковых союзов при последователь-ном подчинении придаточных (то же при одинаковых союзных словах).
6. Не должны выступать как однородные синтаксиче-ские элементы член предложения и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
7. Вводное   слово   ошибочно   принято   за   сказуемое главной части сложноподчиненного предложения.
© КубГТУ 2006—2017. Кафедра русского языка