Предтекстовые задания 1

Задание 1. Рассмотрите следующие иллюстрации и покажите, где изображены море и суша (ср.: сух-ой – суш-а); климатические зоны;вулкан;вулкан грязевой (ср.: грязь – гряз-н-ый):

 

image001.jpg

 

 

Климатические пояса Земли

(Выделяются в основном следующие климатические зоны:экваториальная, тропическая,субтропическая, зона умеренного климата,полярная, или арктическая).

 

image002.jpg

 

 image003.jpg

Грязевый вулкан

 

 

 

image004.jpg

Вулкан

 

 

  

Задание 2.     Ниже даны понятия (а) и определения к ним (б). Соотнесите определения с понятиями:

а) понятия: климат (А), климатическая зона (Б), расположение (В), море омывает сушу (Г), грязевой вулкан (Д);

б) определения к понятиям:

(1) -     место с определённым климатом, отличающееся от места с иным климатом, которое находится рядом или сравнивается с ним;

(2) -     море подходит к земле;

(3) -     конусообразная гора с отверстием на вершине, через которое время от времени выходит вода, смешанная с землёй, с грязью;

(4) -     температурная и иная характеристики свойств данной местности;

(5) -     место на карте, на земле, в любом каком-то месте, где что-то находится.

Представьте ответы в тестовой форме. Например: Е-7; Ж-6.

 

Задание 3. Обратитесь к иллюстрациям из первого задания и расскажите, что на них изображено; используйте слова, представленные в задании 2.

 

Задание 4.     Прочитайте следующие словосочетания и обратите внимание на выделенные курсивом сложные слова (слова, состоящие из нескольких корней). Найдите корни слов и объясните значения сложных слов, исходя из значения корней.

Развитое земледелие, судоходная река, благотворное влияние, средневысотный характер гор, сухопутная граница, водохранилище.

 

Задание 5. Разделите слова на (а) простые и (б) сложные. Представьте ответы в тестовой форме. Например: 11-а; 12-б.

(1) конусообразный, (2) температура, (3) характеристика, (4) многозначный, (5) юго-запад, (6) черноморский, (7) изначальный, (8) краснодарский, (9) Белореченск (город) , (10)  Новороссийск (город).

 

Задание 6.Найдите в интернете и покажите картинки (иллюстрации) с изображением водохранилища,судоходной реки, сухопутной и водной (речной, морской) границы, развитого земледелия, равнинной зоны, впадения реки в море, горного хребта.

Выберите лучшие иллюстрации и расскажите, что на них изображено. Используйте выражения:

chto.jpg

Задание 7. Посмотрите на фотографии Кавказских гор и расскажите, что вы видите, используя слова:

а) гора, крутая гора, пологая гора, вершина (ср.: верх, верхняя часть) горы, склон горы, крутой склон, пологий склон, средневысотная гора;

б)покрытый (ср.: за-крыть, от-крыть):гора, покрытая лесом; поле, покрытое травой; низменность (ср.: низ, низ-к-ий), покрытая реками;

 

 

image011.jpg 

 

 

gory.jpg 

 

Задание 8. Нарисуйте на доске или в тетради картинки, которые продемонстрируют следующие понятия:

а) равнина (ср.: ровный, равнинный), низменность (ср.: низ, низкий), остров, полуостров;

б) земной шар, северное и южное полушария, Северный полюс, Южный полюс, экватор, параллели, меридианы.

Подпишите на картинках то, что вы изобразили. Найдите в интернете картинки с изображением этих же самых понятий, сравните с тем, что у вас получилось. Скажите, что оказалось наиболее трудным для изображения?

 

Задание 9. Объясните, как вы понимаете значения слов «выгодный», «коренной», «побережье» исходя из их употребления в следующих словосочетаниях:

а)выгодная покупка, выгодное вложение капитала, выгодное географическое расположение города;

б) коренное население и коренной вопрос (ср.: корень, но значение разное:изначальный и главный);

в) побережье (ср.: берег) Чёрного моря, побережье Азовского моря, Черноморское побережье, Азовское побережье.

 

Задание 10. Образуйте сравнительную степень прилагательных с помощью суффикса -ее(например: добрый – добр-ее, умный – умн-ее) от следующих слов: холодный (холодный климат); северный, южный, восточный, западный, умеренный, прекрасный (прекрасный климат, земля; нет земли …).

Сравнительная степень прилагательных может образовываться и с помощью суффикса (например: далёкий – дальш-е, низкий – ниж). Образуйте сравнительную степень прилагательных от следующих слов: крутой (крутая гора), высокий (высокая гора), близкий (близкое расстояние).

Образуйте от следующих прилагательных наречия с суффиксом –о. Например: близкий – расположен (как?) близк-о; облако – облач-н-ый – облачн-о.

Крутой – горы спускаются к морю (как?) … Высокий – расположены (как?) …; человек стоит (как? где?)…Холодный – в зимний периодстановится (как?) … Туманный(ср. туман) – из ущелий поднялся густой белый туман, и стало (как?) …

Расскажите, что вы видите на фотографиях Кавказских гор, и употребите в своей речи прилагательные сравнительной степени, наречия.

 

 

image015.jpg 

 

image016.jpg 

gory2.jpg

 

 Задание 11. Рассмотрите карту Краснодарского края, который имеет второе название – Кубань. Найдите на карте ответ на вопрос о том, почему существуют два названия: официальное географическое (Краснодарский край) и неофициальное (Кубань).

  

image021.jpg

 

 

karta.jpg

Карта Краснодарского края

 

 

Задание 12. Найдите на карте Краснодарское водохранилище и скажите, какая река дала возможность его создать? Найдите на карте все географические названия, представляющие собой сложные слова. При этом двигайтесь по карте снизу вверх.

 

Задание 13.Найдите на карте границы Краснодарского края: сухопутные и водные (морские). Назовите, с чем граничит Краснодарский край на севере, на юге, на западе и на востоке.