Предтекстовые задания 3

Задание 1.     В следующих сложных словах найдите корни. Объясните значения слов, исходя из значения корней:

теплопроводность, электропроводность, фотопромышленность, кинопромышленность, водоросль(-и), месторождение (нефти, газа), высокочистый (металл).

 

Задание2.      От существительного камень образуются прилагательные камен-н-ый и камн-е-вид-н-ый. Первое из них означает «сделанный, состоящий из камня», второе – «похожий по внешнему виду и качествам на камень». Исходя из значений этих двух прилагательных, подберите к ним существительные: порода, дом, тело, тротуар, наполнитель.

 

Задание 3.     Образуйте имена прилагательные с указанными в задании №2 значениями от существительного цемент (используйте соединительную гласную о). С какими существительными могут сочетаться полученные прилагательные?

Подобным образом определите значения слов:порош-ок, порошк-ов-ый, порошк-о-образн-ый.

 

Задание 4.     К следующим словам (а) подберите определения (б) из данных ниже. Задание выполните в виде теста.

а) ковкий, хрупкий, вяжущий, твёрдый, горючий,застывший, серебристый, резкий (запах), благородный (металл);

б) определения:

1) тот, который потерял способность двигаться, перемещаться;

2)  тот, который легко ломается;

3)  тот, который от нагрева, происходящего при ударе, способен изменять свою форму, внутренние качества;

4)  тот, который редко встречается в природе и имеет высокую стоимость;

5)  тот, который обладает твёрдостью, не мягкий;

6)  тот, который способен гореть;

7)  тот, который проявляется с большой силой и внезапностью;

8)  тот, который имеет цвет серебра;

9)тот, который обладает свойством скреплять (связывать) твёрдые материалы.

Тестовая форма ответа предполагает подстановку в круглые скобки соответствующей цифры из задания б:

ковкий – это тот, который…( )

хрупкий – это тот, который…( )

вяжущий – это тот, который…( )

твёрдый – это тот, который…( )

горючий – это тот, который…( )

застывший – это тот, который…( )

серебристый – это тот, который…( )

резкий (запах) – это тот, который…( )

благородный (металл) – это тот, который…( )

 

 

Задание 5.     Определите, от каких слов образованы следующие слова:

масл-ян-ист-ый (-ая жидкость), вяж-ущ-ий (материал),

успокаива-ющ-ий (-ее средство), блеет-ящ-ий (-ая поверхность). Определите качества, передаваемые данными словами, используя формулировку, принятую в предыдущем задании.

 

Задание 6.     Для обозначения оттенка цвета используют сочетания двух прилагательных, обозначающих цвет. Например: серебристо-серый, чёрно-фиолетовый, светло-жёлтый. От следующих прилагательных образуйте все варианты слов, обозначающих оттенки цвета.

Тёмный, красный, серый, белый, серебристый, фиолетовый, чёрный, жёлтый.

 

Задание 7.     Найдите в аудитории предметы, имеющие оттенки цвета, и употребите при их определении соответствующие прилагательные.

 

Задание 8.     Соотнесите названия химических элементов с их символьными обозначениями, данными в ином порядке. Задание выполните в форме теста.

1) фосфор, 2) золото, 3) йод, 4) бром, 5) медь, 6) марганец;

а)J, б) Аu, в) Р, г) Bг, д) Мn, е) Сu.

 

Задание 9. Найдите в интернете изображения перечисленных выше химических элементов, произнесите их названия, правильно прочитайте химическую формулу, продемонстрируйте изображение группе, проверьте, правильно ли члены вашей группы называют эти элементы.

 

Задание 10.   Прочитайте определения значений следующих слов:       полезные ископаемые металлы, соли, минералы, находящиеся вземле и необходимые человеку для развития промышленности, производства различных предметов, получения химических составов;

залежи – определённое количество полезных ископаемых, находящихся в земле, внутри горных хребтов;

неисчерпаемый – не имеющий конца, очень большой.

Составьте из этих трёх приведённых слова в одно выражение.

 

Задание 11. Соотнесите названия химических элементов и названия полезных ископаемых с их определениями. Прочитайте название химического элемента или полезного ископаемого и его полное определение. Задание выполните в форме теста.

Названия химических элементов и полезных ископаемых:

1) нефть, 2) газ, 3) каменная соль, 4) цементный мергель,5) цемент, 6) гипс, 7) апатит, 8) каменный уголь, 9) железная руда, 10) марганец, 11) медь, 12) золото, 13) йод, 14) бром.

Определения:

а) это кристаллы чёрно-серого цвета с фиолетовым металлическим блеском; добывается из нефтяных месторождений, морских водорослей используется для получения высокочистых металлов;

б) это    ковкий благородный металл жёлтого цвета;

в) это горная порода, содержащая железо и использующаяся для его промышленной добычи, получения;

г) это    минерал, содержащий фосфор; сырьё для производства фосфорных удобрений, фосфора и фосфорной кислоты;

д) это    естественные каменные породы, содержащие цемент и использующиеся для его промышленного получения;

е) это    ископаемое жидкое горючее, сложная смесь органических веществ; маслянистая жидкость тёмного цвета, легче воды, в которой не растворяется;

ж) это   хлорид натрия, NaС1;

з) это    минерал, водный сульфат кальция CaSОх2Н2О;он применяется как вяжущий материал в строительстве, а также для получения красок, цемента, плотной бумаги;

и) это    серебристо-белый хрупкий металл, на воздухе покрывается тонкой плёнкой оксидов, растворим в кислотах;

к) это    тяжёлая жидкость тёмного цвета с резким запахом, применяется в фото- и кинопромышленности, в химии как окислитель, в медицине как успокаивающее средство;

л) это    ковкий металл красного цвета, обладающий высокой тепло- и электропроводностью;

м) это   физическое тело со слабо связанными между собой частицами, использующееся как горючее вещество для отопления, освещения;

н) это    силикаты или алюминаты кальция, группа неорганических порошкообразных вяжущих материалов, образующих при смешивании с водой пластическую массу, застывающую в твёрдое камневидное тело;

о) это    твёрдое горючее ископаемое растительного происхождения чёрного или чёрно-серого цветаприменяется как топливо и как сырьё для химической промышленности.

   

 

Задание 12.   Используя существительные из задания № 10, назовите полезные ископаемые и укажите, какие из них могут находиться в виде залежей (см. задание № 9).

 

Задание 13.   Найдите однокоренные слова в следующих словосочетаниях: глубокая скважина, подземные глубины, вглубь земли, неглубокиезалежи.

 

Задание 14*. Прочитайте определения значений следующих слов и словосочетаний и составьте предложение из выделенных курсивом слов, используя конструкцию: (что?) осуществляется с помощью (чего?):

взрыв – разрушение чего-либо с помощью особых веществ, которое сопровождается громким звуком, вспышкой огня;

упругая взрывная волна – воздушная волна, идущая от места взрыва и способная разбивать всё, что находится на её пути;

разведка – установление нахождения, присутствия чего-либо в определённом месте;

сейсмический способ разведки нефти – способ, связанный с явлением землетрясения, служащий для регистрации и изучения колебаний земли.