Библиография

 

1. Литература по методике преподавания русского языка как иностранного в свете аксиологии

1. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного. Книга для преподавателя / А.Л. Бердичевский, И.А. Гиниатуллин и др./ Под ред. проф. Бердичевского А.Л.М.: Русский язык. Курсы, 2011. 184 с.

2. Пассов Е.И. Принципы иноязычного образования, их система и иерархия: Материалы к докладу на XIII Конгрессе МАПРЯЛ (Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 года). Липецк, 2015. 143 с.

3. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2010. 288 с.

4. Аксиология образования //Гусинский Н.Э., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003. С. 137 - 156.

5. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2002, №8. с. 8-13.

6. Кропотова Н.В. Образование как трансляция культуры (к вопросу о мультикультурном образовании) / http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/35455/59-Kropotova.pdf?sequence=1(дата обращения: 02.10.2016).

7. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного: Методы, приёмы, результаты: Книга для преподавателя / Под ред. проф. А.Л. Бердичевского. М.: Русский язык: Курсы, 2011. 184 с.

Маслова В.А. – Лингвокультурология: Уч. пособие. М.: Академия, 2001. 208 с.

         8. Маслова В.А., Пименова М.В. Коды лингвокультуры: Уч. пособие. М.: Флинта, 2016. 180 с.

         9. Пименова М.В. Языковая картина мира. М: Наука. Флинта. 2014.109 с.

         10. Россиеведение на занятиях по РКИ // Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного (практический курс). – СПб: Златоуст, 2013. С.134 – 146.

         11. Попова М.В. Страноведение: Психологический аспект // Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам/ отв. ред. Г.А. Баева, Н.В. Баграмова. – СПб: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2001. С. 22 – 31.

12. Саяхова Л. Г. Лингвокультурологический потенциал образования (русский язык) // Российский гуманитарный журнал. 2015. Том 4. №2. С. 108-113.

13. Мазунова Л.К. Текст как культурно-языковое пространство и единица обучения иностранному языку и культуре. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=124698 (дата обращения: 02.10.2016).

14. Аксиология иноязычного образования. Вып. 2. В 2-х кн. Кн.2. Аксиологические аспекты иноязычной подготовки в вузе /Отв. за вып. А.К. Крупченко, А.Н. Кузнецов. – М.: АПКиППРО, 2015. – 264 с.http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/17382514.html

15. Воспитание культуры межнационального общения // Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях: Учебное пособие / Под ред. К.А. Быкова и В.И. Лутовинова. М.: Планета, 2010.  336 с.

16. Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст при изучении русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст, 2001.  264 с.

17. Современный русский язык в поликультурной среде Северного Кавказа: стилистика и культура речи: Учебное пособие / Сост.: Л.С. Алексеева, Л.В. Витковская, И.Б. Федотова.  Пятигорск: ПГЛУ, 2006. 191 с.

Россиеведение на занятиях по РКИ // Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного (практический курс). – СПб: Златоуст, 2013. С.134 – 146.

         18. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. М., 2007. С. 22

         19. Зотова Ю.А. К вопросу о создании национально-ориентированных учебников РКИ (на примере персидскоязычной аудитории) // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им.М.В. Ломоносова): Труды и материалы / Сост. М.Л. Ремнёва, А.А. Поликарпов. М.: МАКС Пресс, 2007.  С. 559 – 561.

         20. Яхутль С.Х. Паремия как способ отражения национального сознания и национальной картины мира  в художественных текстах Т. Керашева // Культурная жизнь Юга России». 2013.  № 3 (50). С. 92 – 93.

2. Литература по краеведению

1. История Кубани: [учеб.пособие] / М-во образования РФ, Кубан. гос. ун-т; под ред. В. В. Касьянова. Изд. 3-е, испр. и доп. Краснодар: Периодика Кубани, 2009. 336 с.

2. Щетнёв В.Е. История Кубани с древнейших времён до конца XX века: Учебник для высш. учеб.завед. Краснодар: ИОПЦ «Перспективы образования», 2008. 400 с.

3. Ратушняк В.Н. Кубанские исторические хроники.Краснодар: ИОПЦ «Перспективы образования», 2008. 240 с.

4. Ратушняк, В. Н.История Кубани в датах, событиях, фактах / В. Н. Ратушняк. 2-е изд., испр. и доп. Краснодар: Традиция, 2010.  432 с.

5. Маслов А.В. Три века истории Кубани. XVIII – XX вв.: Вопросы, ответы, комментарии: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Краснодар: ИОПЦ «Перспективы образования», 2008. 108 с.

24. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., Краснодар: ИОПЦ «Перспективы образования», 2008. 80 с.

6. Бардадым В.П. Радетели земли Кубанской: (о выдающихся людях Кубани). Краснодар: Изд-во «Сов. Кубань», 1998. 272 с.

7. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.Е. и др. М.: Слово, 2005. 845 с.

8. Краеведческие записки: Сб. статей: Гелендж. историко-краевед. музей: Ред. Н.Т. Соловьёва, В.Н. Жукова. Новороссийск: Вариант, 2004. 220 с.

9. Веленгурин Н. Ф. Дорога к лукоморью. От Пушкина до Горького. Писатели в нашем крае. Краснодар. 1976. 269 с.

10. Куценко И.Я. Революция и культура. Очерки борьбы партийных организаций Северного Кавказа за осуществление культурной революции в 1918 – 1932 гг. Краснодар: Кн. изд-во, 1997. 887 с.

11. Савченко М.М. Они были на Кубани: Очерки. Краснодар: Кн. изд-во, 1982. 160 с.

12. Еремеева А.Н. Культурная жизнь Кубани в ХХ веке / А.Н. Еремеева. Краснодар: Платонов И., 2013. 160 с.

13. Еремеева А.Н. Между прошлым и будущим: (Художественная жизнь Кубани в годы революции и гражданской войны 1917 – 1920 гг.). – СПб: Нестор, 1996. 152 с.

14. Культурное строительство на Кубани, 1918 – 1941 гг.: сб./ Науч. ред. И.Я. Куценко. Краснодар: Кн. изд-во, 1978. 191 с.

15. Нежигай Э.Н. Городская культура Кубани  периода НЕПа. Краснодар, 2010. 289 с.

16. Екатеринодар – Краснодар: два века города в датах, событиях, воспоминаниях [1793 – 1993]: материалы к летописи / Сост.: А.М. Авраменко. Краснодар: Краснодарское изд-во, 1993. 798 с.

17. Куценко И.Я. Кубанский государственный технологический университет 1918 – 2003.  Майкоп: ГУРИПП, Краснодар, 2003. 472 с.

18. Куценко И.Я.  С.Я. Маршак в Екатеринодаре – Краснодаре, 1918 – 1922. Краснодар, 1997. 877 с.

19. Трёхбратов Б.А. Кубановедение: Историко-краеведческий словарь школьника. Ч. 1.  Краснодар: Изд-во «Традиция», 2007. 352 с.

20. Трёхбратов Б.А., Жадан В.А. Кубановедение: Историко-краеведческий словарь школьника. Ч. 2. Краснодар: Изд-во «Традиция», 2007. 368 с.

         3. Учебные пособия по лингвострановедению, подготовленные кафедрой русского языка КубГТУ

         1. Кубань литературная. Первая треть ХХ века. Лингвокраеведение: Учебное пособие дляиностранных студентов старших курсов / В.Е. Зиньковская, Т.А. Паринова, О.А. Гордиенко.  Краснодар: Изд. Дом – Юг, 2010.  112 с.

2. Литературная жизнь Кубани в Х–ХIХ веках. Лингвокраеведческое пособие для иностранных студентов, изучающих  русский язык (+CD) / Сост. Т.А. Паринова, О.А. Гордиенко, В.Е. Зиньковская; Кубан. гос. технол. ун-т, каф.русского языка.  Краснодар, 2015. 295 с.

3. Кубань и Северный Кавказ в художественной литературе Х – первой половины ХIХ веков: Лингвострановедческое пособие для иностранных студентов, изучающих русский язык на Юге России. Электронный образовательный ресурс /Составители:  О.А. Гордиенко, Т.А. Паринова, Ю.С. Рыхальский.  Краснодар, 2017.  http://moodle1.kubstu.ru/enrol/index.php?id=65763

4. Кубань в художественной литературе конца ХIХ – первой четверти ХХ века: Лингвокраеведение для иностранных студентов, обучающихся на Юге России: Электронный образовательный ресурс /Составители:  О.А. Гордиенко, Т.А. Паринова, Ю.С. Рыхальский.  Краснодар, 2017.   http://moodle1.kubstu.ru/enrol/index.php?id=65764

         5. Люблю тебя, России южный край! (географическое положение, климат, животный и растительный мир, полезные ископаемые): Электронный образовательный ресурс: Учебные материалы по лингвострановедению и лингворегионоведению для бакалавров 1 курса, изучающих русский язык как иностранный (первый сертификационный уровень владения русским языком) /Сост.: Гордиенко О. А., Рус-Брюшинина И. В., Паринова Т.А., Егорова А.Ю.,Рыхальский Ю.С., Жеглов Д.А.   КубГТУ,  кафедра русского языка. – Краснодар, 2017.  127 с. http://kubaninost.ru/course/index.php?categoryid=1

         6.Народы юга России: история, традиции и культура: Электронный образовательный ресурс: Учебные материалы по лингвострановедению и лингворегионоведению, этнокультуре для бакалавров  1 курса, изучающих русский язык как иностранный (первый сертификационный уровень владения русским языком) /Сост.: Гордиенко О. А., Рус-Брюшинина И. В., Паринова Т.А., Егорова А.Ю.,Рыхальский Ю.С., Жеглов Д.А.КубГТУ,  кафедра русского языка.  Краснодар, 2017. 198 с.    http://kubaninost.ru/course/view.php?id=7

         7. Художественная литература о Великой Отечественной войне: Электронный образовательный ресурс: Учебные материалы по лингвострановедению и лингворегионоведению для иностранных студентов 1 курса из ближнего зарубежья, обучающихся на юге России /Сост.: В.Е. Зиньковская, И.В. Рус-Брюшинина, А.Ю. Егорова, Е.В. Рыкова, Е.А. Трунова, Ю.С. Рыхальский, Д.А. Жеглов /Под  ред. Т.Л. Шапошниковой. КубГТУ, кафедра русского языка.  Краснодар, 2017.  220 с.

         4. Научные статьи по лингвострановедению и лингвокубановедению, подготовленные кафедрой русского языка КубГТУ

1. Gordienko O. A., Zinkovskaya V. Е., Ryzhenko Y. A., Rybalchenko O. V.; Kholodionova S. I. Axiological Components in Teaching Students from the CIS States the Russian Language in Non-Philological. Espacious, 2017, vol. 38, Nº 25.P. 14.

2. M.V. Tcymbal, O. A. Gordiyenko, N.V. DikunМ.В. Vitageneous Education as a Means of Nurturing Students’ Personality Creative Component (Illustrated by Teaching Natural Sciences and the Humanities) // Science-SD.com. International journal of applied and fundamental research.2014  -№ 2. URL: www.science-sd.com/457-24566
         3. ГордиенкоО.А., ЗиньковскаяВ.Е. Художественныйтексткакучебныйваспектелингвокультуры // Фундаментальные исследования. 2012.  № 9. Ч.3.  М.: Изд-во «Академия естествознания».  С. 694 – 697.

     4. Гордиенко О.А. Этнокультурная составляющая  в обучении иностранных студентов // Репликация культуры общества  в контексте профессионального образования (книга 2). Монография / Под ред. Д.В. Гулякина. Георгиевск: Изд-во Георг.технол. ин-та, 2013.  С. 144 – 156.

     5. Гордиенко О.А. Инновационные направления развития этнопедагогики (на материале Северного Кавказа и Кубани) // Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе. Книга 3. Монография / Под ред. Д.В. Гулякина. Георгиевск: Изд. ГОУ ВПО  «Северо-Кавказ. гос. технич. ун-та, 2011. С. 14 – 28.

     6. Гордиенко О.А. Развитие креативного мышления студентов при знакомстве с культурными ценностями другого народа: игровые ситуации в учебной деятельности // Художественное слово в пространстве культуры: проблемы игрового начала: коллективная монография. – Иваново: Иван.гос. ун-т, 2013. С. 260 - 272.

     7. Гордиенко О.А., Зиньковская В.Е., Егорова А.Ю., Рыхальский Ю.С. Информационно-коммуникативные технологии при культуросообразном подходе к обучению иностранных студентов в российских вузах // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. URL: https://www.science-education.ru/article/view?id=26984

     8. Гордиенко О.А. Зрительная наглядность для демонстрации мира чувств (к вопросу об аксиологическом подходе в преподавании русского языка как иностранного) Сборник материалов ХХIII Международной научно-практ. конференции: «Наука сегодня: теория, практика, инновации», проведён-ной 01. октября 2017 г. в научн. центре «Олимп», Москва. С. 248-250. http://olimpiks.ru/d/1340546/d/sbornik_nst23.pdf 

     9. Гордиенко О.А.Стратегия употребления мелиоративных единиц в аксиологически ориентированном учебном пособии (на материале русского языка как иностранного) // Актуальные вопросы филологических исследований: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, посвящённой 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой / ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». – Краснодар: Изд. Дом – Юг, 2017. С. 107 – 117.

     10. Рус-Брюшинина. И.В., ГордиенкоО.А., ПариноваТ.А., ЗиньковскаяВ.Е.  Аксиологические принципы лингвокультуры и особенности их представления в учебных пособиях по русскому языку как иностранному // Актуальные вопросы филологических исследований: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, посвящённой 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой / ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». – Краснодар: Изд. Дом – Юг, 2017. С. 128 – 133.

     11. Т.А. Паринова, О.А. Гордиенко, И.В. Рус-Брюшинина, В.Е. Зиньковская Писательские судьбы в свете отражения исторических процессов первой трети ХХ века на юге России  (к вопросу о представлении иностранным студентам художественной литературы в электронных пособиях аксиологической направленности) //Актуальные вопросы филологических исследований: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, посвящённой 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой / ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет».  Краснодар: Изд. Дом – Юг, 2017. С. 151 – 158.

     12. Гордиенко О.А., Паринова Т.А., Зиньковская В. Е. Произведения русских писателей о Кубани в лингвокраеведческой интерпретации ( к вопросу о преподавании русской литературы иностранным студентам-нефилологам) // Юбилейное: Вопросы истории, поэтики и интерпретации русской литературы: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, посвящённой писателям-юбилярам, в рамках Года литературы в России (10 июля - 20 октября 2015 г.) / ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет (КубГУ). Краснодар: Изд. Дом – Юг, 2015. С. 256-259.

     13. Гордиенко О.А., Паринова Т.А., Зиньковская В. Е. Представление творчества кубанского писателя ХIХ века Г.Я. Кухаренко иностранцам, обучающимся на Кубани // Юбилейное: Вопросы истории, поэтики и интерпретации русской литературы: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, посвящённой писателям-юбилярам, в рамках Года литературы в России (10 июля - 20 октября 2015 г.).  С.251-255.

14. Гордиенко О.А. Формирование лингворегионаведческойкомпетнции иностранных студентов (на материале представления в художественной литературе Кубани казачества) // Международный журнал экспериментального образования. 2015.  № 7. С. 28-32.

     15. Гордиенко О.А. Творчески поисковые задания в преподавании русского языка как иностранного студентам из ближнего зарубежья // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных статей по материалам IV  Международной научно-практической конференции  31 июля 2015 г.: в 6 ч. / Под общ.ред. Е.П. Ткачёвой. – Белгород: ИП Ткачёва Е.П., 2015. Часть VI. С. 25-27.

     16. Гордиенко О.А., Зиньковская В.Е. Влияние зрительных образов, несущих нравственно-этическую нагрузку, на социально-культурную адаптацию иностранных студентов // Общество: философия, история, культура. Научный журнал. № 4. 2015. С. 21-24.

     17. Гордиенко О.А., Паринова Т.А.  Роль зрительного образа в формировании социально-культурной адаптации иностранных студентов по отношению к историческим реалиям Кубани (на материале изучения темы «А.С. Пушкин на Кубани») // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». № 6 (июнь). 2015. http//ntk.kubstu.ru/file/490

     18. Гордиенко О. А. Концепт «горец» в художественной литературе ХIХ века, тематически связанной с Кавказской войной» // ХVI Международная научно-практическая конференция «Современные концепции научных исследований» (Москва, 24-25 июля 2015) Евразийский союз учёных. – Ч. 5. - № 7 (16).  2015.  С. 25-26.

     19. Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Концепт «война» в литературе ХIХ века (на материалах Кавказской войны) // Концепт. 2015.№ 08 (август). ART 15258. 0,5п. л.URL: http://e-koncept.ru/2015/15258.htm. – ISSN 2304-120X.

     20. Гордиенко О. А.Воспитательное воздействие примером как инновационная лингвокультурная направленность воспитательного процесса (на материале обучения и воспитания иностранных студентов // Актуальные вопросы модернизации российского образования: Сб. научн. Трудов: Мат. ХХIМеждународной научно-практ. конф.30 янв. 2015 г. М.: Перо, 2015. С.88-91.

     21.Паринова Т.А., Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Кубань и Северный Кавказ в сюжетах из памятников древнерусской письменности, интерпретированных поэтами XIXвека (Лингвокраеведческий аспект) // Культурная жизнь юга России. № 3 (54), 2014. С. 90 – 93.

     22. Гордиенко О. А.Лингвокультурная составляющая в формировании толерантности в Южном регионе России // Современные научные исследования: Исторический опыт и инновации. Якаевские чтения 2015.  Ч. 2: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Краснодар, 26-27 февраля 2015 г.). Краснодар: ИМСИТ, 2015. С. 23-25.

     23. Гордиенко О.А., Паринова Т.А., Зиньковская В.Е. Историко-культурные реалии в творчестве А.С. Пушкина, посвящённом Кавказу и Кубани (лингвокраеведческий аспект анализа художественного текста) // Актуальные вопросы филологических исследований: материалы международной научно-практической конференции к 160-летию рождения И.Ф. Анненского в рамках Года литературы в России /ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»; под ред. В.Е. Зиньковской, У.В. Новиковой. – Краснодар: Изд. Дом-Юг, 2015. С. 95-101.

     24.  Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е. Формирование культурологической компетенции иностранных студентов с использованием краеведческих материалов // Теория и практика общественного развития: научный журнал. 2015. - № 17. С. 176-178.

     25. ГордиенкоО.А., Паринова Т.А., Зиньковская В. Е. Творчество А.С. Грибоедова, связанное с пребыванием поэта на Кубани и Кавказе (в ракурсе страноведческой работы с иностранцами) // Юбилейное: Вопросы истории, поэтики и интерпретации русской литературы: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, посвящённой писателям-юбилярам, в рамках Года литературы в России (10 июля - 20 октября 2015 г.) / ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет (КубГУ). Краснодар: Изд. Дом – Юг, 2015.   С.35-39.

     26. Гордиенко О.А., Паринова Т.А., Зиньковская В. Е. Этнографическая составляющая в преподавании русской литературы иностранным студентам технического вуза// Международная научно-практическая заочная конференция «Актуальные вопросы перспективных научных исследований / Смоленск, 31 мая 2016. С. 14-15.

     27. Гордиенко О.А. Картина мира глазами А.С. Пушкина (на материале использования рисунков поэта при изучении его творчества иностранными студентами) // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». - № 6 (июнь). 2016. http//ntk.kubstu.ru/file/490