Введение

Дорогие студенты!

 

         Истинный диалог национальных культур может состояться только при хорошем знакомстве с литературно-художественным творчеством каждого народа. В литературе всегда находит отражение миропонимание народа, его ценностные ориентиры, ярко представлены идеалы духовной жизни. И эти идеалы при сравнении литературных произведений, написанных представителями разных национальностей, окажутся одинаково значимыми для всех народов. На этом и построено формирование толерантности: литература у каждого человека пробуждает «чувства добрые», как говорил Александр Сергеевич Пушкин.

         В представленном здесь пособии отразилось страшное для юга России время начала ХХ века – революция и Гражданская война. Какие же, казалось бы, «добрые чувства»? Но чем более жестокий мир окружает человека, тем острее человек начинает понимать его несовершенство и активно искать выход. Приходит мысль о недопустимости человеческих жертв из-за того, что люди не смогли договориться и развязали войну, а также мысль об ответственности каждого за происходящее вокруг зло. И именно о победе «чувств добрых» над злом войны, о необходимости всеобщих усилий написал наш современник, прекрасный поэт Василий Фёдоров: «Меня охватывает дрожь, /Когда смотрю / В провал заклятый./ О человечество, /Куда ты, /Куда ты, милое, /Идёшь?»

         Одной из задач пособия было показать результаты того, что стало с эмигрировавшей во время Гражданской войны творческой русской интеллигенцией, лишившейся родины. Другой задачей – показать установку прогрессивной русской интеллигенции, народников, толстовцев, на выработку пути безболезненного развития России, на гармонизацию человеческой души. Третьей задачей стало отражение установки многонациональной литературы Северного Кавказа начала ХХ века на представление национального положительного опыта.

         Ценностный подход к литературному материалу, необходимость представить историко-культурный план событий привели составителей к идее широкого использования активных ссылок в предлагаемых текстах и в комментариях к ним. Такие ссылки представляют собой исторические фотодокументы, картины художников, введение исторических и культурных понятий. Большие возможности видео- и аудиозаписей позволяют погрузить учащихся в мир начала ХХ века: услышать проникновенные песни, увидеть кадры кинохроники, просмотреть лучшие художественные фильмы, снятые о тех временах.